После закрепления сахалинского СПГ на азиатском рынке и получения новых объемов газа с сахалинского шельфа власти региона предлагают построить еще один завод СПГ с сопутствующим газохимическим производством на юго-западе полуострова в районе незамерзающего порта Ильинский.
Мощность второго завода может составить 10—20 млн т СПГ в год. Уже
проведена предварительная проработка проекта. Новые мощности должны быть запущены в 2015 году, пишет РБК daily. Источниками поставок могут стать действующие проекты Сахалина, а позже «Сахалин» 3, 4 и 5. Заинтересованность в увеличении приема СПГ проявляют крупнейшие энергетические компании Японии и других стран АТР, где сейчас растет потребность в газе. Техническая возможность для увеличения поставок есть. И себестоимость производства благодаря более низким затратам на инфраструктуру сделает продукт конкурентоспособным сырью с Ближнего Востока и из Северной Америки. При этом правительство Сахалина признает, что конкуренция на рынке газа сейчас возросла, но считает это поводом не отказываться от расширения производства, а увеличивать, чтобы не потерять рынок газа АТР. Вполне возможно, что «Газпром» предпочтет глобальному Штокману, на котором в перспективе мощность по сжижению газа могла составить 30 млн т, строительство третьей линии на уже существующем проекте «Сахалин-2», говорит старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин. Тем более газ со Штокмана предполагалось поставлять в США, где ни сейчас, ни в обозримом будущем не ожидается дефицита газа. СПГ с Сахалина идет в основном в страны АТР, отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Там нет возможностей разработки угольного метана, и сланца нет, поэтому потребность в газе не упала и будет расти по мере развития экономик и роста спроса на экологичность. Российский сжиженный газ в целом конкурентоспособен на рынке, так как хоть и продается по долгосрочным контрактам, но цены в целом формируются на рыночной основе. Третья линия может стоить акционерам от 1,3 млрд до 1,9 млрд долл. Единственный в России СПГ-завод (стоимостью 3,9 млрд долл.), построенный в рамках проекта «Сахалин-2», был запущен в феврале 2009 года. 50% плюс одна акция в проекте принадлежат «Газпрому», 27,5% минус одна акция — Royal Dutch Shell, 12,5% — японской Mitsui и 10% — Mitsubishi. Условия СРП предполагают, что, как только инвесторы компенсируют свои затраты, завод перейдет в собственность России.
|